Японские аквариумы Такаши Амано: технология высадки растений в аквариум

Содержание

Секреты японских аквариумов Такаши Амано

В данной статье я расскажу, что такое природный аквариум японского дизайнера Такаши Амано. Перечислю стили оформления, поделюсь нюансами построения композиции, расскажу о необходимых материалах, оборудовании. Приведу наиболее подходящие для аквадизайна в японском стиле виды растений и рыб.

Что такое природные аквариумы Такаши Амано

Слово «природный» наводит на мысли о небольшом участке подводного мира, точно воспроизведенного в чаше аквариума. На самом деле в аквариумах талантливого японского аквадизайнера воссозданы надземные ландшафты.

Через стекло в прозрачной воде зритель видит то лесную поляну среди густого леса и замшелые камни на ней, то уходящую вглубь чащи извилистую тропу, поваленное непогодой дерево с надломленным стволом.

Естественная прелесть диких уголков леса под гладью воды дополняется и поддерживается аквариумной техникой, без которой функционирование подобного аквариума невозможно. Аквариумист, творящий в технике известного японца, должен придерживаться принципов натуральности во всем – от выбора композиции до используемых материалов.

Аквариумы Такаши Амано воссоздают кусочек дикой природы, только под водой

Стили оформления

Мастера акваскейпинга (aquascape в переводе с английского обозначает ландшафтный дизайн для аквариумов, так как aqua — «вода» и scape — «пейзаж») чаще воплощают два стиля при создании природного аквариума. Стиль зависит от материалов, составляющих основу композиции:

  • «Iwagumi» — в основе композиции — камни
  • «Rio Boku» — облик природного аквариума формируют коряги

Ивагуми (Iwagumi) — стиль уходит корнями в японскую традицию создания «садов камней». Ивагуми — слово японское, состоит из «iwa» — камень и «gumi» — расстановка. Аквариумы в стиле ивагуми имеют в основе композиции обломки камней, имитирующих скалы, валуны, расставленные по дну водяной чаши определенным образом согласно японской философии восприятия природы.

Низкорослая поросль частично скрывает камни, спускается, покрывая ковром грунт аквариума на всем его протяжении.

Количество камней в композиции всегда нечетное. Практикуется схема расстановки 3+1. Каждый камень имеет свое название и несет определенный смысл в подводном пейзаже.

Oyaishi (главный камень)

Самый высокий в композиции (2/3 высоты аквариума).

Вокруг Oyaishi выстраивается будущий ландшафт. Oyaishi определяет будущий облик и тон всего подводного сада. Место для него следует выбирать тщательно, руководствуясь интуицией и правилом золотого сечения.

Схематичное расположение главного камня в композиции Oyaishi

Fukuishi (второстепенный камень)

Немного меньше, чем Oyaishi, имеет с Oyaishi сходные внешние черты (фактура, цвет)

Главный и второстепенный камни несут одну идею, смотрятся единым целым (часто эти два камня располагают рядом). Или же второстепенный камень располагается в противоположной стороне от Oyaishi, чтобы визуально выровнять баланс.

Для выравнивания композиции второстепенный камень находится в противоположной стороне от главного

Soeishi (вспомогательный камень)

Soeishi еще меньше, чем первые два.

Soeishi и первые два камня – уже законченная композиция.

Suteishi (дополнительный камень)

Все другие камни небольшого формата. Композиции придают завершенность.

Раскладываются после установки первых трех камней.

Рио-Боку «Rio Boku» — стиль подразумевает использование коряг.

Каркас из коряг называется хардскейпом. Хардскейп должен быть хорошо выражен, заметен и устойчив. Таинственный и прекрасный пейзаж возникает между изгибами коряг. Каркас из веток засаживают эпифитами: папоротниками, анубиасами и различными мхами. На заднем плане высаживают аквариумные растения, помогающие создать фон. Впереди помещают растения, способные выигрышно подчеркнуть фактурность фона и изгибы коряги.

Завершенная композиция с использованием камней

Принципы оформления японского аквариума

Каждый, кто желает приобщиться к искусству создания природного аквариума, должен проникнуться гармонией природы, прежде чем воплощать ее в чаше аквариума. Все отражается во всем, то есть водные заросли отражаются от поверхности воды – текучей, живой олицетворяющей небо в таких аквариумах.

Правильный природный аквариум представляет единую гармонично функционирующую систему.

Построение композиции

В аквариумах Такаши Амано естественная красота создается по законам композиции. Существует три основных типа:

Типы композиции в природном аквариуме

Более высокие растения оказываются в центре (для стиля ри-боку).

· подходит для емкостей с высокими стенками.

· поможет имитировать, например, скалы, обнаженные корни дерева, пострадавшего от урагана.

· важно соблюсти баланс между правым и левым открытым пространством.

Коряга спускается из верхнего угла аквариума в противоположный нижний, подобно гипотенузе треугольника.

Если в композиции участвуют камни, то их расположение подчиняется этому же правилу.

Имитирует тропу в лесу, ущелье в горах.

Проста в исполнении.

Есть некоторое открытое пространство в центре.

Основные сведения по созданию природного аквариума

  • В основе композиции находятся коряги, камни, которые структурируют, придают рельефность создаваемому ландшафту.
  • Размещают коряги, валуны на среднем плане, в нечетном количестве (три, пять или семь). Задний план заполняется растениями.
  • Текстура валунов и коряг должна быть схожа.
  • Для создания зарослей на корягах или камнях используют растения одного вида, чтобы получить однородный ковер. Растения высаживают максимально плотно, чтобы имитировать природное покрытие.
  • Исключение – имитация прибрежного ландшафта, когда оставляется участок без растений. В таком случае грунт туда не кладется, дно присыпается песком светлых оттенков.
Читать еще:  8 видов аквариумных сомиков: разновидности, чем кормить, как размножаются

Как достичь объемности композиции

Крышка у аквариума отсутствует, а источник света закреплен на высоте в 40 см. Создается эффект отражения подводного пейзажа от текучей, струящейся поверхности воды.

Коряги располагаются по всей длине чаши аквариума, упираясь в его стенки, достигая поверхности воды. Это позволяет продлить пейзаж за пределы емкости.

Посадка растений разного плана: ближе к переднему стеклу располагаются низкие, далее — повыше, а у задней стенки – самые крупные и высокие. Растения среднего плана обычно слегка наклонены к зрителю.

Для создания эффекта выхода за пределы аквариума растения располагаются не традиционно (в виде кулис), обрамляя по бокам композицию, а, наоборот, к боковым стенкам высаживаются более низкие объекты, зрительно выводя ландшафт за стенки аквариума.

Частично объемность композиции достигается за счет света и отсутствия крышки

Технические нюансы создания природного аквариума

Освещение

Необходимо учитывать цветовой спектр лампы и интенсивность излучения. Лампы-имитаторы дневного спектра – лучший выбор. При недостатке освещения водоросли развиваются медленно, но при его избытке аквариум быстро зарастает, теряя привлекательный вид.

Лампа для освещения крепится посередине аквариума

Система фильтрации

Отмирающие части растений, продукты жизнедеятельности рыб загрязняют аквариум, поэтому необходимо предусмотреть его очистку фильтрами. Фильтрацию воды осуществляют тремя способами:

  • Механическая, позволяющая удалять крупные хлопья грязи (детрит).
  • Химическая, когда материал фильтра поглощает из воды видимые примеси.
  • Биологическая очистка воды производится за счет деятельности бактерий в фильтре.

Подача углекислого газа

В аквариум с обилием растений необходимо подавать углекислый газ. СО2 участвует в процессах фотосинтеза, препятствует зарастанию аквариума низшей водной растительностью. Профессиональная автоматизированная система подачи СО2 оптимальна, но умельцы могут изготовить подобие профессионального устройства, так называемую «бражную» систему.

Выбор грунта

Растения высаживаются в грунт, который дает корням опору, питание, снабжает кислородом. Хороший грунт работает как биологический фильтр, где бактерии и микроорганизмы вступают в симбиоз с корнями растений.

Грунт закладывают послойно:

  • на дно чаши насыпают бактериальный порошок.
  • слой активированного угля, смешанный с активными веществами.
  • субстрат, обогащенный органикой.
  • питательный почвенный грунт.

Грунт в аквариум насыпают послойно

Камни и (или) коряги

Валуны, обломки скальных пород, коряги размещают на грунте в определенном порядке, предварительно подготовленными (с закрепленными на них мхами, эпифитами). Конструкция дополнительно укрепляется подсыпанием грунта и мелкими камнями.

Выбор растений для природного аквариума

Высадка растений производится с учетом их размера и формы на разные планы с целью создания перспективы и по законам гармонии.

водный лютик, гидрокотила трипартита, глоссостигма повойничковая, криптокорина парва, марсилия крената, погостемон хелфера, ползучий мох, стаурогин ползучий

Аквариум Амано Такаши — удивительный подводный мир

Амано Такаши (18 июля 1954 года в Ниигата, префектура Ниигата, Япония – 4 августа 2015 года, там же). Амано был известным фотографом, аквариумистом, дизайнером акваскейпов. Основатель природного стиля акваскейпов, или аквадизайна Амано (1982 год). Благодаря концепции аквадизайна, получилось возможным обеспечить рост аквариумных растений с помощью специального оборудования.

Деятельность

В 1992 году его фотографические издания, «Природа аквариума» и Mizu Shizen ENO Kaiki», были переведены на семь языков мира. Он был автором серии книг в 1994 году: «Nature Aquarium World» (Естественный мир аквариума), которая изображает аквариумных рыб и растений, а также «Aquascaping». Амано тогда написал об «Aquascaping» (асваскейпе) с пресной водой. Кроме того, он сформировал уникальный стиль декорирования аквариумов растениями. Амано использует концепцию садоводства в Японии, такие как «Zen» и «Wabisabi». Он использовал Riccia fluitans (плавающая риччия) и Glossostigma elatinoides (глоссотигма повойничковая) в качестве материалов для растительности, а для контроля роста водорослей, он использует креветки.

С 1975 года Амано был во влажных тропических лесах Западной Африки, на Борнео и в Амазонии. Он также побывал в японских нетронутых человеком лесах. Он запечатлел красоту этих мест, используя свой широкоформатный фотоаппарат. В последние годы жизни, фотограф давал лекции, описывающие его экспедиции фотографии и опыт работы на природе. Кроме того, не скрывая любовь к природной среде, он был большим сторонником программ, обучающих людей сажать деревья, чтобы защитить окружающую среду планеты Земля.

Такеши Амано был членом нескольких организаций, в том числе Общества научной фотографии, Общества японских профессиональных фотографов, Международной ассоциации по окружающей среде и Японской ассоциации рекламных фотографов. Амано производил экзотические фотографии ландшафта, обращая особое внимание на пресноводные механизмы растений, пещеры, камни, заводи, чтобы запечатлеть эстетически привлекательные пейзажи.

Как выглядят аквариумы амано

Если посмотреть на наименование, то, кажется что это своеобразный природный мир, который скопировали в стеклянную ёмкость. При этом оборудование, подкорм с другими прогрессивными технологиями, используют в минимальном количестве.

На самом деле все просто. Естественный амано аквариум показывает наземную природу с поросшими кустарниками, тропинками с лесным буреломом и пригорками. Также там может быть поляна с валунами.

В его творении можно увидеть дикую неухоженную и неяркую природную зону. Здесь нет ухоженных клумб и садов. Тут может сочетаться нетронутая естественная красота и высочайшие аквариумные технологии. Если их не использовать, то прихотливые растения с такой плотной высадкой, не смогут существовать.

Освещенность аквариумов Takashi Amano.

Чтобы задать правильную инстенсивность освещения аквариума с растениями нужно сначала знать что такое низкая, средняя и высокая интенсивность освещения для водных растений в смысле насыщения фотосинтеза. Затем можно воспользоваться данными освещенности поверхности воды в аквариумах T.Amano в Lux и сравнить с замерами для своего светильника — см. Какая освещенность используется фирмой ADA?

Читать еще:  Мускусная обыкновенная черепаха: содержание, описание, питание и размножение

Первые данные об освещенности аквариумов ADA были получены путем анализа мощности ламп по трем томам книги T.Amano Nature Aquarium World — What’s ideal? by Erik Olson, 5/98. Подход ADA к определению мощности ламп значительно отличается от общепринятого. Раньше мощность ламп для аквариума с растениями рекомендовали определять по объему аквариума — обычно 2-4W на галлон объема (3,785л).
По данным освещенности аквариумов Takashi Amano Eric Olson определил, что мощность ламп не зависит прямо пропорционально от объема аквариума. Например, для самых маленьких аквариумов T.Amano 8W на литр слишком мало, а для объёмов >450л — 2W на литр слишком много. По графику видно, что освещенность больше зависит от площади поверхности воды (зеленая кривая по формуле «объем в степени 2/3»)… «что с био-физической точки зрения более правильно». Это становится очевидным если обратить внимание на стандартность подвесов ADA.

ADA выпускает четыре типа подвесов, но всегда используется только три из них. Подвесы унифицированы и дают определенную освещенность на некую площадь поверхности воды. Вместе со стандартными размерами аквариумов ADA это позволяет обеспечить нужный уровень освещенности используя одинаковые светильники. В среднем это один подвес на 60-90см длины аквариума шириной 45-60см. В катлоге ADA есть четкие рекомендации сколько каких подвесов нужно.

Принципы оформления

Главный девиз: суметь увидеть. Увидеть красоту природы и нарисовать её в своём аквариуме.

И ещё один почти философский принцип: всё в единстве, всё отражается во всём — растения в воде, вода в небе. В аквариуме это воспроизвести очень трудно, но у Амано и некоторых его последователей получается, и от таких работ глаз оторвать просто невозможно.

Основу, каркас композиции составляют камни или коряги, они структурируют и делают объёмным и рельефным всё пространство водоёма, создавая скелет подводного ландшафта. Без этого скелета картина, созданная одними растениями, будет нечёткой и размытой.

Коряги и камни берутся в нечётном количестве: обычно 3, 5 или 7, и располагаются не на заднем фоне, а на среднем плане, чтобы в дальнейшем пространство за ними тоже было заполнено растениями.

Камни и коряги обязательно должны быть одного типа, максимально схожими по текстуре!

И камни, и коряги покрываются мхом или невысокими растениями обычно одного вида, в дальнейшем они будут выглядеть однородно.

Растения сажаются очень плотно, практически без пустых мест (а разве вы видели голые участки почвы в лесу или на лугу?).

Впрочем, иногда, если воссоздаётся, например, прибрежный ландшафт, оставляются и незаполненные растениями участки, питательный грунт на них не кладётся, дно покрывается светлым декоративным песком.

За счёт чего ещё создаётся живой объём и зрительно увеличивается пространство?

1. Коряги располагаются разлаписто, уходя концами в края и углы аквариума, и поднимаясь к самой поверхности. Это как бы продлевает пейзаж за пределы ёмкости.

2. Растения высажены разными планами: у переднего стекла обычно самые низкие, дальше всё выше и примерно с середины аквариума они немного наклонены к переднему стеклу.

3. Растения высаживаются не как обычно, в виде занавеса и кулис, когда длинностебельные обрамляют всю композицию, а понижаются к боковым стенкам, снова создавая эффект выхода, продолжения пейзажа наружу.

4. Глухой крышки нет, ёмкость открыта, а сверху примерно в 40-45 см располагается яркая лампа. Во многом за счёт такого устройства создаётся эффект отражения, когда подводный пейзаж отражается от живой, текучей, бликующей поверхности воды.

Почему мы ничего не пишем о рыбах и других водных животных?

Потому что в таком аквариуме они не являются главным компонентом, а выполняют лишь вспомогательную декоративную функцию — порхают среди деревьев, как птичья стайка, или незаметно копошатся в зарослях. Рыб не может быть много, они ни в коем случае не должны быть крупными или растительноядными. И даже слишком яркими и красивыми им быть не надо, чтобы не отвлекать зрителя от созерцания.

Элементы для создания живого объема

Расположение коряг производится лапами. Их концы должны расходиться по углам акваящика и подниматься наверх для продления пейзажа на внешнюю среду.

  • Высадка растений производится разнопланово. За передним стеклом место для самых низких, далее они постепенно возвышаются. Подходя к середине, образуется небольшой наклон их вперед.
  • Высаживание растений производится не так, как это делают в простых домашних водоемах занавесами и кулисами с обрамлением всей композиции. Происходит понижение с боковых стенок и создается иллюзия, что они выходят и пейзаж выходит в наружную сторону.
  • Глухая крышка отсутствует при открытой емкости. С верхней стороны располагают яркую лампу. Подобное устройство необходимо для создания отражающего эффекта. Живая, текучая, бликующая вода начинает отражать красоту подводного пейзажа.

Что делать с рыбами при использовании техники такаши амано

Почему об этом пока не было речи? Потому что этот элемент здесь не носит не главный характер и используется для выполнения вспомогательной декоративной функции. Рыбы могут, как птицы летать у верхушек сосен. Создается впечатление, что в заросли залетела стая птиц.

Большое количество живности в данном случае не используют. Они бывают крупные или растительноядные. Можно пустить как на такаши амано фото ярких и красивых рыбок. Тогда зритель не сможет оторваться от этого пейзажа.

Читать еще:  Что едят раки: в домашних условиях и естественной среде, чем их кормить, как ухаживать и выращивать

Технические подробности

Для создания дизайна в стиле Амано аквариум практически всегда берётся прямоугольной формы, длиной 60 или 90 см.

Освещение, как я уже писала, устанавливается не в крышке, а сверху. Свет должен быть очень мощным, не менее 1 Вт на л.

СО2. Обязательна подача углекислого газа, причём самодельная брага вряд ли подойдёт, нужна профессиональная система с баллоном, системой клапанов и счётчиком пузырьков.

Фильтр только внешний, поскольку внутренний невозможно встроить в эту красоту.

Грунт сложный, многослойный. Обычно используются современные, высокотехнологичные субстраты фирмы ADA (Amano Design Aquarium). Такаши Амано (видео мастер-классов доступно во многих источниках) закладывает его в таком порядке:

  • бактериальная культура и стимулятор её активности;
  • сорбент (древесный уголь);
  • турмалин (природное вещество, содержащее большое количество минеральных элементов, которые оно будет постепенно выделять в воду, а также источник постоянных слабых электрических импульсов, стимулирующих рост и развитие живых организмов);
  • затем слой вулканической породы, являющийся дренажом и содержащий питательные вещества для бактерий;
  • далее укладывается слой питательного почвенного грунта (самым популярным является запечённый при высокой температуре амазонский ил).

Далее коряги или камни с закреплёнными на них мхами или растениями выкладываются на заранее продуманные места и закрепляются при помощи субстрата или более мелких камней.

Растительность. После этого наливается небольшое количество воды и при помощи длинного пинцета плотно высаживаются растения. Зелень на корягах и камнях, находящаяся вне воды, периодически опрыскивается, поскольку процесс посадки достаточно трудоёмок и длителен.

Установка оборудования и запуск. Затем заливается вода и устанавливается оборудование. Рыб можно будет запускать примерно через месяц, после созревания биофильтра.

В аквариуме с таким потоком питательных веществ, света и углекислоты биологические процессы идут с огромными скоростями, поэтому необходима подмена четверти или трети воды через день даже при отсутствии или минимальном количестве рыб и водных беспозвоночных. Сифонить грунт не нужно.

Таковы основы концепции стиля Такаши Амано. Фото его работ можно рассматривать бесконечно, не уставая восхищаться. Создать подобное в своём аквариуме, безусловно, непросто, но ведь нет предела человеческим возможностям! Тем более сам маэстро охотно делится своими секретами.

Известные работы

Его работы были выставлены во многих выставках, таких как, японской «Fuji Photo Salon», 1998; в Японии «Niitsu Art Forum», 2004; «Лесной Музей искусств Японии», 2004; Япония – Природа Info Plaza, 2006; «Tokyo Metropolitan» в музее фотографии, 2007; в Японии – «Niigate Prefectual Civic Centre», 2007; Выставка развлечений «Sado», 2008; Катар – «Фотографическое общество», 2009; Италия – «Archivio CENTRALE DELLO Stato», 2009; Япония – «View Fukushimagata», 2010; и во многих других музеях и галереях мира.

ИСКУССТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДЛЯ АКВАРИУМА — КАК ИХ ПОДГОТОВИТЬ, ЧТОБЫ ОНИ ВЫГЛЯДЕЛИ КАК НАСТОЯЩИЕ?

РАСТЕНИЯ, ПЛАВАЮЩИЕ В АКВАРИУМЕ. КАКОЕ ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ?

БОЛЕЗНИ АКВАРИУМНЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ

МЕТОДЫ ВЫРАЩИВАНИЯ АКВАРИУМНЫХ РАСТЕНИЙ

Фоторепортаж с мастер класса Такаши Амано 04.06.2011

Лекция Амано

Мастер класс начался с приятной фоновой музыки, которая вдруг оказалась гимном Японии и всех участников попросили встать. Музыка внезапно закончилась и около минуты все еще стояли в тишине. Затем, после краткой приветственной речи Александра Тарасенко началась официальная часть лекции Амано с красочными слайдами, призванная объяснить присутствующим суть и идеи создания композиций, от самих истоков. Сам Такаши Амано оказался очень позитивным человеком, полным положительной внутренней энергии, к тому же с отличным чувством юмора и совсем чуждым звездной болезни.

Отдельно скажу про переводчицу Амано, она оказалась веселой и иногда выдавала ну очень забавные слова — смесь русского и японского или просто повторяла японские слова за Амано . Ну и чуток не понимала тематики Всю презентацию выкладывать не буду, но особенно запомнившиеся слайды и комментарии маэстро покажу:

Вот эту фотографию Амано сделал где-то на Амазонке, показывал, как самой природой создается ивагуми.

Это вода цвета черного чая, в той же Амазонке, Амано сказал, что пил эту воду и ему очень понравилось, настолько, что даже пошутил, что ее надо разливать по бутылкам и продавать дороже нефти

Это красные неоны, которые за границей называются Кардинал Тетра. Амано рассказывал, что яркая окраска неонов именно из-за темной воды, иначе их бы не было видно. В реке так же водятся вкусные (по мнению Амано) пираньи, которые не нападают на неонов просто так, но если рыбы больные от депрессии и отбиваются от стаи, то их тут же съедают. Амано отметил, что в природе нет места больным рыбам.

Это Амано во время лекции, рассказывает про слайды.

Альтумы. Амано сказал, что когда погружался с аквалангом в этих местах, то был поражен, насколько раскраска этих рыб продумана природой. Вертикальные полосы и светлое тело делают этих рыб практически невидимыми среди ветвей и коряг.

Места там все еще очень дикие, и добираться туда нужно было самолетом. У Амано сделано очень много фотографий с самолета, вот это две реки: одна (нижняя) нетронутая цивилизацией и вторая (желтая), затронутая деятельностью человека. Выше по течению рубят лес и вымывается почва.

В лесах Амазонки встречаются редкие виды растений и животных. Вот это узкое желтоватое растение хищное и очень редкое, по утверждению Амано стоит порядка 1 млн. рублей. Амано сказал, что не тронул растение, но вот этой вкусной ящерице Амано не удалось избежать, эта *вкуснятина* была зажарена на костре.

Источники:

http://kotsobaka.com/rybki/takashi-amano.html
http://aquarium-fish-home.ru/vse-dlya-akvariuma/akvarium-amano-takashi-udivitelnyj-podvodnyj-mir/.html
http://www.aqa.ru/forum/vt195136-lastpost

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×